Полезная информация о широкоформатной печати

Технология широкоформатной печати появилась в мире в конце 70-х годов прошлого века. До этого рекламные конструкции (деревянные или металлические) просто покрывали краской или наносили изображение методом аппликации. В России первый широкоформатный принтер появился в начале 90-х годов, а через несколько лет в Москве и Санкт-Петербурге их было уже порядка 20-25. Практически все компании, являющиеся в настоящее время лидерами на российском рынке широкоформатной печати, были образованы именно в 90-е годы. Изготовление плакатов для регионов в эти годы осуществлялось централизованно из Москвы и Санкт-Петербурга. Начиная с 2000 года столичные компании стали открывать филиалы в городах-миллионниках и устанавливать там первое оборудование для широкоформатной печати. Только в Москве насчитывается несколько сотен широкоформатных машин с шириной печати более трех метров. От 3 до 10 машин установлено практически в каждом из городов с населением свыше 300 тысяч.

В широкоформатной печати объемы и вид печати, а также ее качество зависят от оборудования - печатных станков или принтеров. Для широкоформатных машин важны такие параметры, как ширина печатного поля (чем оно больше, тем большего размера изображение можно напечатать и меньше на нем будет стыков), количество используемых цветов и разрешение (dpi). Печатные станки бывают цифровые и аналоговые (трафарет, офсет). Стоимость машин зависит от модели и страны-производителя. Как правило, самые дорогие машины - офсетные (больше $1 млн), дешевле - трафаретные ($500-800 тыс.), самые доступные - цифровые принтеры. Большинство цифровых печатных станков завозится в Россию из США (VUTEk), Израиля (NUR, Scitex) и Великобритании (INCA Digital). В последние годы появились более дешевые аналоги из Юго-Восточной Азии (китайские Teckwin, Infiniti, SkyJet и корейские DGI). Азиатские цифровые машины можно приобрести по цене $80-100 тыс. за штуку, а американские или израильские обойдутся уже в $150-300 тыс.

Трафаретные принтеры для широкоформатной печати доставляют в основном из европейских стран: Германии (Thieme), Швеции (Svecia) и др. Офсетные машины - большая редкость на российском рынке. Не только из-за их высокой стоимости, но и из-за сложности поставок, обслуживания. Услугами широкоформатного офсета пользуются в основном крупные компании, которым нужны щиты, установленные буквально по всей стране. И это не удивительно - рентабельными тиражи становятся от 300 экземпляров плакатов размера 6x3 м. В России всего у двух печатных компаний есть офсетные принтеры: PVG (Planeta Super Vartiant, производитель - КВА, Германия) и We R.SIGNS (Miehle, США).

Сроки печати составляют в среднем 24-72 часа в зависимости от тиража, технологии печати (цифровая быстрее) и загруженности производственных мощностей.

НА РЫНКЕ ПРИСУТСТВУЕТ ДВЕ КАТЕГОРИИ «ШИРОКОФОРМАТНИКОВ». ПЕРВАЯ - ЭТО КРУПНЫЕ КОМПАНИИ С БОЛЬШИМ ПАРКОМ ОБОРУДОВАНИЯ И ШИРОКОЙ КЛИЕНТСКОЙ БАЗОЙ. ОНИ ЗАНИМАЮТ ПОРЯДКА 70% РЫНКА. ВТОРАЯ КАТЕГОРИЯ - НЕБОЛЬШИЕ ФИРМЫ, КОТОРЫЕ ЛИБО ПЕЧАТАЮТ НА ЧУЖИХ СТАНКАХ (ПОСРЕДНИКИ), ЛИБО ИМЕЮТ ОДИН - ТРИ СОБСТВЕННЫХ СТАНКА

Рост рынка широкоформатной печати напрямую связан с развитием наружной рекламы. Так, по оценке экспертов, объем рынка широкоформатной печати в 2003 году составил около $40 млн, а в 2004 году - $43 млн (рост на 7,5%).

Рынок печати плакатов показывает значительный рост именно в количественном выражении. Стало больше печатных компаний и конструкций. В 50 крупнейших российских городах, поданным «ЭСПАР-Аналитик», общая площадь рекламных поверхностей увеличилась за 2007 год с 1765 тыс. до 2167 тыс. м2 (рост на 22,8%). А в денежном выражении рынок широкоформатной печати вырос незначительно, поскольку цены на печать за прошедший год упали в среднем на 20-25%. Вероятно, в ближайшие год-два тенденция будет такой же: рост рынка в натуральном выражении и стабильность или даже уменьшение объемов - в денежном.

Падение цен на широкоформатную печать специалисты связывают, во-первых, с появлением на российском рынке более дешевых азиатских принтеров. А, во-вторых, из-за введения двухнедельных кампаний (вообще сроки размещения становятся короче) все больше фирм предпочитает печатать не на дорогой и долговечной баннерной ткани, а на более дешевой бумаге. К тому же многие выбирают для размещения кампании не щиты 6x3 м, а более сложные конструкции — щиты, роллеры, призмы. Для них баннерная ткань не подходит по техническим причинам - нужна бумага либо самоклейка. Баннерная ткань же остается популярной для суперкрупных форматов, например брандмауэров, доля которых по сравнению с билбордами 3x6 м невелика, но постепенно растет.

По словам экспертов, на рынке сегодня присутствует две категории «широкоформатников». Первая - это крупные и давно известные на рынке компании с большим парком оборудования (чем крупнее компания, тем больше у нее печатных станков) и широкой клиентской базой. Для них широкоформатная печать, как правило, профильное производство. Они занимают порядка 70% рынка. Вторая категория - небольшие фирмы, которые либо печатают на чужих станках(посредники), либо имеют один - три собственных станка. У посредников цены зачастую выше, а широкоформатная печать в большинстве случаев - лишь вспомогательное производство.

Стоит отметить, что, поскольку рынок непрозрачен, его никто не измеряет, исследований и рейтингов не существует, данные берутся исходя из экспертного опроса заказчиков: медийных агентств, владельцев рекламных конструкций (операторов) и прямых клиентов.

Рекламное агентство "Фрилайн" уже более 10 лет на рынке. Мы можем предложить нашим клиентам большой выбор наружной рекламы - от разработки до изготовления и установки.