Согласование вывесок
Российское законодательство обязывает предпринимателей размещать информационные вывески на зданиях своих филиалов, офисов и торговых точек. При этом вывеску необходимо оформить так, чтобы она не была принята за наружную рекламу. Несоответствие вывески правилам влечет за собой штрафы и обязанность исправить недочеты, либо же демонтировать вывеску.
Но в чем разница между вывеской и наружной рекламой, и как разместить ее, не нарушив случайно закон?
Чем отличается рекламная вывески от информационной
Отличить рекламную вывеску от информационной можно по следующим признакам:
- назначение
- содержание
- место размещения
- формат размещения
Назначение
Главная цель информационной вывески - проинформировать клиента и помочь ему сориентироваться. Если же вывеска привлекает внимание к товару или услуге, рекомендует их - то такая вывеска считается наружной рекламой и попадает под действие закона "О рекламе".
Содержание
На информационной вывеске нельзя размещать следующую информацию:
- Описание товара или услуги
- Преимущества товара или услуги
- Указание на бренд продаваемых товаров, работ или услуг
- Призыв к покупке и другим действиям
- Лозунги, слоганы, призывы
- Информацию об акциях, бонусах, скидках
Если на вывеске размещено что-либо из вышеперечисленного, вывеска считается рекламной и подлежит предварительному согласованию в муниципальной администрации.
Место размещения
Информационная вывеска должна быть размещена непосредственно у входа в помещение организации. Размещение рекламной вывески не привязано к месту расположения организации.
Формат размещения
Для информационных вывесок существует несколько строго определенных форматов размещения, тогда как рекламные более свободны в выборе. Так, информационная вывеска не размещается на баннерах, перетяжках, проекциях.
Напомним, что информационная вывеска для организации обязательна, а рекламная делается по желанию.
Требования к информационным вывескам
Основное назначение данного типа вывесок - информирование клиента. Соответственно, для размещаемой информации есть ограничения.
Какие данные нужно размещать на вывеске:
- Название организации
- Адрес
- Режим работы
Какая информация является допустимой для размещения на информационной вывеске:
- Сфера бизнеса - стоматологический кабинет, продуктовый магазин, салон красоты
- Зарегистрированный в Роспатенте товарный знак или знак обслуживания и схематическое изображение категории услуг (крест для аптеки, ножницы для парикмахерской)
Какими могут быть фасадные вывески
- объемные буквы на каркасе на подложке и без подложки;
- буквы из листового пластика;
- световой короб с внутренней подсветкой;
- полноцветное изображение на пластике;
- толедо - консольная конструкция;
- объемные буквы или аппликация на остеклении;
- электронное табло, в том числе с бегущей строкой.
Общие требования к вывескам
- находится около входа в помещение организации;
- по высоте не выше линии перекрытий между первым и вторым этажом;
- на вывеске указан род занятий организации;
- горизонтальное расположение текста;
- в случае с подсветкой - немерцающая и приглушенная.
Муниципалитетом устанавливаются конкретные требования к вывескам и правилам их согласования: руководство города, поселка и так далее. В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) действуют единые для всего города правила.
Администрации городов нередко создают методички, которые помогают предпринимателям разобраться в требованиях. Для саратовских предпринимателей выпущен дизайн-код г. Саратова, в котором предусмотрены все требования к информационным вывескам.
Требуется ли согласование
Сначала рассмотрим, какие вывески нет необходимости согласовывать.
Не требуется согласовывать.
Информационные вывески, выполненные с соблюдением требований Закона «О защите прав потребителей». В основном это прямоугольные вывески около входа, которые содержат названии компании, график работы и адрес. Размещение подобных табличек считается широко распространенной практикой и обычаем делового оборота.
Нужно согласование.
Все рекламные вывески подлежат согласованию. Согласование информационной вывески зависит от ее конструкции, места размещения, размера и содержания.
Правила согласования вывесок можно найти на сайтах местной администрации. В затруднительных случаях следует обратиться к представителям администрации за консультацией, считать конкретную вывеску рекламной или информационной. Чтобы не рисковать получить штрафы, необходимо получить информационное письмо от администрации города о том, что вывеска соответствует требованиям закона.
Процесс согласования вывески
Для согласования вывески необходимо написать в администрацию города заявление. Бланк можно найти на сайте, либо запросить по электронной почте.
Если установленной формы нет, то заявление может быть составлено в произвольной форме.
Данные, которые необходимо указать в заявлении:
- тип конструкции, например: "объемные отдельностоящие буквы с подложкой";
- размер конструкции, например: "высота 0,8 метра, длина 4 метра";
- количество сторон, например: 1;
- площадь информационного поля, например: 3,2 кв.м.;
- освещенность, например: естественная;
- содержание - текст, номер торгового знака, например: "ШИНЫ";
- основание владения помещением, например: Здание принадлежит ООО "Представитель", с которым я заключил договор аренды нежилого помещения от 1.12.2020 до 1.12.2025.
- согласие арендодателя, например: Согласие генерального директора ООО "Представитель" на размещение указанной информационной конструкции прилагаю.
Для получения результата рассмотрения на руки необходимо добавить: Результат рассмотрения заявления прошу выдать на руки.
Документы, которые обычно прилагают к заявлению:
- копия паспорта;
- копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- в случае, если заявитель ООО, то необходим документ, согласно которому Вы имеете право действовать от лица компании;
- проект вывески: эскиз, смонтированный в графическом редакторе прототип, схема с прилегающей территорией земельного участка и разверткой фасада здания;
- согласие собственника помещения на размещение вывески или протокол голосования жителей (в случае размещения вывески на многоквартирном доме).
Подача заявления в разных регионах может осуществляться разными способами:
- через портал «Госуслуги»;
- по электронной почте;
- принести пакет документов лично.
Для арендуемого помещения необходимо получить согласие собственника недвижимости. В случае многоквартирного дома придется организовать собрание и получить одобрение 2/3 от общего числа жителей. Если же здание относится к памятникам архитектуры или культурным объектам, то к размещенным на них вывескам предъявляются особые требования.
Длительность согласования обычно от двух до четырех недель.
Чем грозит неправильная установка вывески
Местная администрация и антимонопольная служба контролируют размещение вывесок. В случае их решения о неправильной установке вывески или признании ее несогласованной рекламой, последуют санкции:
- демонтаж вывески;
- штраф;
- досрочное расторжение договора аренды помещения.
Демонтаж. Контролирующие органы направляют владельцам организации предписание о демонтаже вывески в течение месяца. Если вывеска не будет демонтирована предпринимателем самостоятельно, то это делается подрядчиками администрации или собственником помещения. Расходы на демонтаж при этом понесет предприниматель.
Штраф. Вывеска, установленная с нарушением правил, влечет за собой штрафные санкции. В КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы:
- Руководителю ООО или ИП - от 3 000 до 5 000 рублей;
- компании - от 500 000 до 1 000 000 рублей.
Расторжение договора аренды. Арендодателем в договоре может быть прописано требование к рекламным и информационным вывескам. При нарушении данного пункта арендодатель может расторгнуть договор досрочно.
Если организация считает, что вывеска была необоснованно признана рекламной или установленной с нарушениями правил, штраф и предписание о демонтаже можно обжаловать в суде в течение трех месяцев. В судебной практике есть примеры, когда предприниматели выигрывали подобные дела.
Необходимо помнить
- Информационная вывеска не должна ничего рекламировать. Ее единственная задача - показать, какая организации находится в здании или помещении.
- Требования к вывескам и порядок согласования устанавливаются муниципалитетом. Обычно эти правила публикуются на сайте администрации. Для городов федерального значения правила едины для всех городских территорий.
- На информационной вывеске может быть размещена только информация об организации: юридическое название, вид деятельности, адрес, телефон и график работы. При размещении на вывеске описания товаров, услуг или призывы к действию переквалифицируют информационную вывеску в рекламную.
- Прямоугольные вывески с указанием названия организации, адресом и графиком работы согласовывать не нужно.
- Для предотвращения риска получить штраф необходимо сразу оформить информационное письмо о соответствии вывески требованиям закона. Информационные вывески согласовывают бесплатно, и процесс занимает меньше времени.
- При обнаружении нарушения при установке вывески или признании ее рекламной местная администрация или антимонопольная служба могут вынести предписание о демонтаже и назначить штраф.
Рекламное агентство "Фрилайн" уже более 10 лет на рынке. Мы можем предложить нашим клиентам большой выбор наружной рекламы - от разработки до изготовления и установки.